Аллея звёзд — Лариса Долина — популярная певица

Лариса Долина — популярная певица, Народная артистка России
Лариса Долина — популярная певица, Народная артистка России

ЦИТАТЫ:
«Магнитофон катушечный. И запись-перезапись какая-то 150-я. Луи Армстронг, Ева Фицджеральд, Дюк Эллингтон, Билли Холидей. Вот этим всем я начала заслушиваться и поняла, что это моя музыка. Я по восемь-десять часов у друзей-музыкантов сидела. Меня уже за шкирку выкидывали: «Иди домой – спать! Хватит!»»
«Мое вот это дело рассматривали на комиссии по делам несовершеннолетних. К моему счастью, директор нашей школы был председателем этой комиссии. И все решилось. Они меня отпустили из школы. А я такая решила пофорсить немножко. На следующий день я без формы пришла в класс утром. Села на задней парте. И жду реакции от одноклассников: «А это что с тобой? Что такое?» «А я теперь, - говорю, - артистка филармонии!»»
«Бывало даже такое, что я мирила пары на концертах, когда пела «Погоду в доме». Я получала письма от людей, кто был на гране развода. И когда появилась «Погода в доме», она их мирила. Я счастлива, что эта песня в моем репертуаре до сих пор.»

ИНТЕРВЬЮ:

УТРЕННЕЕ ШОУ: С добрым утром, друзья!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Здравствуйте!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Итак, у нас сегодня пятница. Ну что, ребят, поговорим о хорошем! А хорошее у нас есть! У нас такая новость обалденная! Трепещите, граждане! У нас сегодня в гостях в «Первой смене» на Ретро FM наша эстрадная суперзвезда, джазовая певица, актриса, Народная артистка Российской Федерации, обалденная женщина, хочу я вам сказать. Лариса Долина! Лариса, доброе утро!

Долина: Доброе утро всем!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Рады вас видеть в нашей компании и в хорошем настроении!

Долина: А я как рада!

УТРЕННЕЕ ШОУ: 25 апреля в «Крокус Сити Холл» у вас состоится ваш юбилейный концерт под названием «Портфолио». Программа перенеслась из-за событий, которые всем, честно говоря, надоели очень сильно.

Долина: Это правда.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Но 25 апреля все состоится. А что-то в программе из-за переноса изменилось?

Долина: Да, мы успели немножко обновить ее, вставить новые номера. Потому что мы записали несколько новых треков. И как раз вот это все дало нам возможность как-то видоизменить программу.

УТРЕННЕЕ ШОУ: В 13 лет вы уже выступали в ресторане.

Долина: Совершенно верно, дважды в неделю.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А давайте подробнее, как родители к этому отнеслись? Все-таки ресторан, особенно в советское время, ассоциировался с чем-то злачным.

Долина: Совершенно верно. Я была очень активной участницей всяких концертов художественной самодеятельности в школе. А потом это перетекло плавно во дворец культуры «Железнодорожник». У нас там был ансамбль, была группа, которая играла. Называлась «Магеллана». Они меня услышали где-то случайно. И пригласили с ними на какую-то репетицию попеть. Просто, чтобы узнать меня поближе, что у меня есть такого, что могло бы их еще больше удивить. Я там что-то такое спела им. Спела Битлов, помню.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Удивительно в то время-то.

Долина: И мне было всего 12 лет. Надо это учесть!

УТРЕННЕЕ ШОУ: А откуда вы узнали репертуар?

Долина: Рядом со мной были друзья-музыканты, которые меня как котенка слепого в эту музыку окунули. Так вот, эти ребята, услышав меня, сказали: «Мы хотели бы тебя позвать в ресторан». Я говорю: «Какой ресторан? Мне 12 с половиной лет! Меня папа с мамой не пустят!» Они говорят: «Не волнуйся, пустят». На протяжении полутора месяцев эта команда в полном составе как на работу приходила ко мне домой и окучивала родителей. В итоге родители сдались. А что повлияло? Только отстаньте! То есть аргументы были такие: они придумывали каждый день нечто новое. Полтора месяца каждый день. Мне уже самой это надоело, честно скажем. Я уже уходила из дома, говорила: «Делайте, что хотите». В итоге, уговорили. Родители дважды в неделю привозили меня в ресторан на два часа. За эти два часа я получала по пять рублей – большие деньги.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это серьезно! Десять рублей в неделю – это от 40 до 50 рублей в месяц.

УТРЕННЕЕ ШОУ: И на что вы тратили этот гонорар?

Долина: Мама моя собирала мои деньги в конвертик. И в конце месяца мы ездили на «толчок» одесский. И просто покупали мне какую-нибудь очередную красивую вещь.

УТРЕННЕЕ ШОУ: И в ней же опять выступали в ресторане?

Долина: Ну это мог быть не только концертный костюм, но и какая-нибудь дубленка, курточка. Но на мои заработанная деньги!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это, конечно, круто!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Лариса, вы прочно ассоциируетесь с джазом. А можете вспомнить, когда вы в первый раз услышали джаз?

Долина: Где-то, наверное, лет в 12 – 12 с половиной.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А что это было? Это какой-то альбом вам принесли, либо вы попали на концерт?

Долина: Магнитофон катушечный. И запись-перезапись какая-то 150-я. Луи Армстронг, Ева Фицджеральд, Дюк Эллингтон, Билли Холидей. Вот этим всем я начала заслушиваться и поняла, что это моя музыка. Я по восемь-десять часов у друзей-музыкантов сидела. Меня уже за шкирку выкидывали: «Иди домой – спать! Хватит!»

УТРЕННЕЕ ШОУ: А вы не знаете, где ребята брали эти записи? Это же в то время контрабандный товар. 

Долина: Друг у друга переписывали, моряки привозили. Одесса – же город морской. Привозили в подошвах, в подкладке, да. Мне настолько тогда было неинтересно, где они берутся… Мне важно было залить в себя эту информацию как можно больше. Кстати, очень хороший вопрос. Надо было мне тогда поинтересоваться: «А где ты взял это?» Мне в голову не приходило задать этот вопрос!

УТРЕННЕЕ ШОУ: В 10-ом классе вас уже пригласили на профессиональную работу в филармонию. А как можно было школьнику трудоустроиться в то время?

Долина: Никак, это был нонсенс абсолютный.

УТРЕННЕЕ ШОУ: На вас трудовую книжку завели?

Долина: Совершенно верно. С 71-ого года, мне тогда было 16 лет, я только начала учиться в десятом классе. И у нас был дуэт с моей подружкой очень близкой. И она мне звонит и говорит: «Там в Одесскую филармонию объявление в набор, гастрольный коллектив собирается новый абсолютно. Но я не могу пойти, я заболела. Пойди, за меня спой».

УТРЕННЕЕ ШОУ: Нормально!

Долина: Я пошла и спела. Они за меня ухватились. И сказали: «Давай к нам!» Я сказала: «Я не могу, я заменила подружку. А у меня школа». Короче, мое вот это дело рассматривали на комиссии по делам несовершеннолетних. К моему счастью, директор нашей школы был председателем этой комиссии. И все решилось. Они меня отпустили из школы. А я такая решила пофорсить немножко. На следующий день я без формы пришла в класс утром. Села на задней парте. И жду реакции от одноклассников: «А это что с тобой? Что такое?» «А я теперь, - говорю, - артистка филармонии!»

(смеются)

Долина: Я сейчас вспоминаю, мне так смешно.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Давайте еще о джазе поговорим. Родина джаза – это США. Наверняка хотелось там побывать. И вы там побывали. Первое впечатление от той самой Америки? Вообще когда вы смогли туда попасть?

Долина: В первый раз я туда попала в 1991 году. Или в 1990… Воздух другой. Ощущение, что попал на другую планету. Это когда я в первый раз появилась в Соединенных Штатах. Уже потом было проще, легче. Я освоилась. Я уже очень много раз была в Штатах.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Получается, что в Америке вы побывали, когда границы уже были открыты? А в советское время вас легко выпускали из страны? Когда нужно было проходить комиссии, проверки?

Долина: Я проходила комиссию специальную, на которой мне задавали только политические вопросы. И на одной из таких комиссий я срезалась. Перед тем, как в 1981 году принять участие в международном конкурсе в Чехословакии «Интерталант-81», меня вызвали на эту комиссию и задали мне вопрос: «В каком году был десятый съезд компартии Испании?». К сожалению, я не знала ответ на этот вопрос.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ну как же так, Лариса?

Долина: И меня срезали! Пришлось прийти второй раз. Я прошла по всем газетам, пошла в библиотеку, все прочитала. Но мне не задали ни одного вопроса!!!

(смеются)

Долина: Это было так обидно!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Но своего-то они добились!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вряд ли пригодится! Давайте вспомним 70-е и 80-е годы, когда был дефицит в Советском Союзе и с одеждой в том числе.

Долина: Еще какой!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Но на сцене вы всегда выглядели потрясающе. Как вы доставили концертные платья и костюмы?

Долина: Я находила таких портних, с которыми вместе придумывали интересные дизайны. Ни к кому не обращались к специальным дизайнерам. Потому что это стоило денег, а денег тогда не было. Покупали дешевые материалы.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Придумать – это да. А шить-то из чего-то надо?

Долина: Находились такие знакомые у моих портних, кто заведовали складами. Не все же можно было купить в магазине. Многое держалось в качестве дефицита. Из-под полы. Переплачивали какие-то, конечно, деньги. Но не большие. Если отрез покупали за десять рублей, я могла дать 12 рублей.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А ведь тогда многие вместо атласа использовали подкладочную ткань.

Долина: Совершенно верно. И я тоже. Я не исключение.

УТРЕННЕЕ ШОУ: С вами наши слушатели хотят поговорить. До нас дозвонился Константин из Воронежа. Константин, доброе утро!

Константин: Доброе утро, здравствуйте!

Долина: Здравствуйте, Константин!

Константин: Лариса, очень приятно вас слышать! Я безумно рад, что дозвонился! Здравствуйте!

Долина: Здравствуйте!

Константин: У меня личный вопрос. Я сделал предложение своей жене под одну из ваших самых популярных песен, которая называется «Погода в доме».

Долина: Это не первый случай!

Константин: Как появилась эта песня? Может, вы помните, какая погода была в тот день, когда вы ее впервые сами услышали?

 

УТРЕННЕЕ ШОУ: А вы с какой целью интересуетесь? Еще кому-то хотите предложение сделать?

УТРЕННЕЕ ШОУ: Провокационный вопрос!

Долина: Годовщина у него грядет! Чудесно! Знаете, это не первый случай. Бывало даже такое, что я мирила пары на концертах, когда пела «Погоду в доме». Я получала письма от людей, кто был на гране развода. И когда появилась «Погода в доме», она их мирила. Я счастлива, что эта песня в моем репертуаре до сих пор. Так вот, как она появилась… Это был очень ненастный плохой день. У меня было чудовищное настроение. Даже слезы были беспричинные какие-то. Звонит Михаил Исаевич Танич. И говорит: «Ларик, я тут стишок мужской написал. Хочу тебе просто прочитать. А ты мне скажешь, нравится он тебе, может ли он жить или нет». И он начинает читать мне «Погоду в доме». Только от лица мужчины. И у меня просто навзрыд слезы! Как он попал под мое настроение! Я даже не дождалась, когда он закончит. Я его перебила и говорю: «Михаил Исаевич, какой мужчина! Это мое! Это моя песня! Переписывайте от лица женщины!» Он сказал: «Ты серьезно?» Я говорю: «Да, Михаил Исаевич, пожалуйста!» И продолжаю плакать. Проходит два часа. Он присылает мне стишок, который теперь знает вся страна и поет. А еще через два часа мы этот стишок наговорили на автоответчик Руслана Горобецу. И к вечеру появилась песня.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это какое-то молниеносное произведение!

Долина: Абсолютно! Эта песня так легла на всех троих моментально. На следующий день мы собрались втроем у Михаила Исаевича. Руслан играл эту песню. Я ее спела. И через день мы ее записали.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Какая-то магическая песня получается.

Долина: Это правда!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы приехали в Москву по приглашению джазового дирижера, композитора Анатолия Кролла. Первое впечатление от Москвы? Что вы первым увидели? Куда вы двинули, когда из поезда вышли?

Долина: Я помню, что была полнейшая эйфория. Я попала в столицу. Все кругом куда-то торопятся, спешат. Я поняла, что это мой город. Я тоже такой человек, люблю, когда вокруг меня кипит жизнь. Поэтому, когда приезжаю в Европу и вижу, как там размеренно течет жизнь, мне становится скучно. А Москву я полюбила сразу.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А она полюбила, приняла вас?

Долина: Нет.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А в чем это проявилось?

Долина: Почему я говорю, что Москва меня не приняла, потому что в начале 80-х я отработала с Кроллом пять лет. Тогдашний министр культуры Российской Федерации издал указ, чтобы всех иногородних из Росконцерта уволить. Причем попадали под эту статью и народные артисты и заслуженные. 250 человек были уволены в одночасье!

УТРЕННЕЕ ШОУ: А куда же людей? Просто на улицу, получается?

Долина: На улицу! И я вынуждена была уехать в Ленинград.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А была даже какая-то история, что Алла Пугачева пыталась вам выбить квартиру каким-то образом в Москве.

Долина: Такое было, как раз хотела рассказать вам об этом. Это уже было позже, когда я опять вернулась в Москву. Мы с ней готовились к прямому эфиру с Соединенными Штатами. Это был первый телемост. Я приехала к ней домой. Мы перемерили кучу костюмов. Я осталась у нее ночевать. А днем она, значит, говорит: «Ты знаешь что? Я приняла решение, я сейчас пойду в Моссовет выбивать тебе квартиру». Мы были вдвоем дома. Никого не было кроме нас. Она очень красиво оделась: миниюбка, макияж, прическа. Она же очень красивая женщина. И пешком пошла в Моссовет. Вы можете представить реакцию людей, которые видели живую Пугачеву в центре Москвы. В миниюбке. Она пришла в Моссовет, и ей тоже отказали. Этот жест я никогда не забуду. Я безмерно ей благодарно за это отношение ко мне. Это просто невероятно!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Алла Борисовна фантастический человек! Она за друзей…

Долина: …порвет любого!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Давайте как раз о кино. Ведь благодаря Анатолию Кроллу вы познакомились с Кареном Шахназаровым. И сыграли у него в фильме «Мы из джаза». А вы легко согласились на эту роль?

Долина: Конечно.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы мечтали о кино?

Долина: Конечно мечтала! А кто же не мечтает сняться в кино. Это же вообще предел мечтаний.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Но роль-то специфическая.

Долина: Я, собственно, себя и играла.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Перекрашивали.

Долина: В чернокожую.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А как к этому отнеслись?

Долина: Нормально абсолютно. Я должна была сыграть кубинскую певицу. Сначала в сценарии была американская певица. Но у нас были очень сложные отношения с США, переквалифицировали в кубинку.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ну, это рядом.

Долина: И с Кубой были замечательные отношения. Я предстала в кино в роли кубинской певицы Клементины Фернандес. А хотите смешную историю про то, как снимали эту картину? Этот эпизод, когда я схожу с поезда, мы снимали его в день, когда умер Брежнев. Когда это событие произошло, это было ранее утро. Карену позвонили и сказали: «Мы не можем дать вам разрешение на съемку». Он сразу позвонил тогдашнему председателю госкомитета по кинематографии. Аргумент был железный: «Слушайте, деньги же давно уплачены за этот съемочный день. Вы представляете, какие деньги улетят в пропасть? Мы не имеем права!» И тот согласился. И мы отсняли этот эпизод!

(смеются)          

Долина: Пустая Москва, представьте себе. Никого нет. Только съемочная группа и актеры, которые снимались в этом эпизоде.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А давайте вспомним фильм «Чародеи», в котором песню «Три белых коня» исполняет десятилетняя девочка.

Долина: Нет, она не исполняет ее, она только открывает рот.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Я об этом и говорю. А голос-то ваш! Это вы такие фантастические ноты можете брать?

Долина: Да!

УТРЕННЕЕ ШОУ: И никак не ускорялось это?

Долина: Нет, тогда ничего такого не было. Как спела, так это и пошло.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Фантастика!

Долина: Мне Евгений Павлович Крылатов, когда позвонил, сказал: «Лариса, я хочу, чтобы вы спели эту песню», я обиделась. Я сказала: «Ах так! Все женские песни вы отдали Ире Отиевой. А мне, значит, за ребенка отдуваться?» Я говорю: «Обратитесь в детский хор, там прекрасно все справятся!» Он говорит: «Нет, мне надо, чтобы вы спели».

УТРЕННЕЕ ШОУ: А он никак не аргументировал?

Долина: Он сказал, что я это сделаю лучше.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ну, вообще он был прав.

Долина: Я очень люблю и любила всегда этого замечательного, талантливого композитора. Обожаю его творчество. Как ему можно было отказать? Да и потом попробовать себя в другой роли совершенно… Что я потом и делала очень часто. Я же за кадром озвучивала очень многих наших актрис. И надо было не просто петь, а надо было играть роль за кадром тоже. Поэтому я и за Катю Васильеву, и за Марину Неелову пела.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы озвучили более 80-ти фильмов. Это огромное количество.

Долина: Это правда огромное количество!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы начинали свою музыкальную карьеру еще в Советском Союзе, когда даже понятия такого как «шоу-бизнес» в нашей стране не было. Потом он появился. И вы успешно уже в нем, в нашем родном шоу-бизнесе продолжаете свою карьеру, радуете нас своим творчеством. Когда было легче? Когда было интереснее работать?

Долина: Интереснее, конечно, стало тогда, когда у нас в стране произошел переворот. Когда у нас можно было делать то, что ты хочешь делать, те проекты, которые тебе интересны, а не которые тебя заставляют делать. В Советском Союзе, к сожалению, очень часто приходилось идти на компромиссы.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Так не только артисты, так вся страна жила.

Долина: Но я понимала, что мое время придет.

УТРЕННЕЕ ШОУ: В свое время вы предлагали на законодательно уровне запретить фонограмму или только частично ее использовать, где по-другому невозможно. Сейчас ваша позиции не изменилась?

Долина: Нет, она не изменилась. Но понимаете, какая штука. Очень много проектов, которые технически невозможно изменить. Из-за этого приходится… Я, например, тоже участвую в таких проектах довольно часто. И для меня это пытка – открывать рот под фонограмму. Просто пытка! Я не умею этого делать категорически! Я волнуюсь так, как будто я на операцию сейчас ложусь у хирурга.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вот это ассоциации!

Долина: Серьезно! Я боюсь не попасть. Для меня страшнее ничего нет. Поэтому при любой возможности я всегда спрашиваю. Если позволяет это, я заранее приезжаю на саундчек. Я проверяю, пою. Если слышно из зала, что хороший звук, мы это оставляем. Если нет, приходится открывать рот под фонограмму.

УТРЕННЕЕ ШОУ: 25 числа вы выходите на сцену «Крокус Сити Холл». Приглашайте тогда наших слушателей.

Долина: Концерт будет очень необычный. Это будет музыкальный винегрет. Там будет рок-музыка, немножко джаза, будут мои хиты на русском языке. Будут дуэты очень необычные. А главное будут два оркестра самых лучших на сцене. Это солисты Москвы Юрия Башмета.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ох ты!

Долина: И Московский государственный джаз-оркестр имени Игоря Бутмана.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Мы вам желаем, чтобы ваше мероприятия прошло без сучка и без задоринки. Чтобы все звучало как полагается, а пелось легко и красиво. И чтобы касса была полна. Это тоже немаловажный момент!  

23.04.2021