Аллея звёзд — Максим Дунаевский – композитор

Максим Дунаевский – композитор, Народный артист России.
Максим Дунаевский – композитор, Народный артист России.

ЦИТАТЫ:
«Комфортно всегда работать с хорошими, большими режиссерами, которые знают, чего хотят, даже если они бывают с диктаторскими замашками. Ролан Быков первым произнес, когда взял совсем молодого композитора - мне было 23-25 лет, первый мой фильм серьезный был с Роланом Быковым «Автомобиль, скрипка ....» Он произнес знаменитые слова, когда я спрашивал его, как он считает, он сказал: «Я тебя пригласил, чтобы я тебя спрашивал, как сделать то или это. Если я тебя пригласил, значит, я тебе доверию».»
«Я, конечно, стремился делать это тайно, потому что меня стала где-то лет в 18 привлекать музыка театра, кино, эстрады. Я дошел до того, что от меня профессор Кобалевский отказался. А декан фортепьянного факультета консерватории Соколов сказал: «Ну, что ж, исключаете его с композиторского, возьмем его на фортепьянный».»
«Я пишу с огромным удовольствием именно детские, для маленьких песни. Их практически нет, вы правы.»

ИНТЕРВЬЮ:

УТРЕННЕЕ ШОУ: С добрым утром, друзья!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Здравствуйте!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Просыпаемся, сверяем часы, сверяем календарь. У нас сегодня 11 сентября. И у нас сегодня в гостях с утра пораньше... Я так думаю, для Народного артиста Российской Федерации, композитора, 10 утра - это рано. Максим Дунаевский у нас сегодня в гостях! Максим, доброе утро!

Дунаевский: Доброе утро! Это не просто рано! Это с первыми петухами.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Извините, что разбудили, притащили к нам в студию. Располагайтесь! Чай, кофе, есть, о чем поговорить. Давненько вы у нас не были, рад вас видеть.

Дунаевский: Спасибо, я вас тоже!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Взаимно! Начнем с вашего детства. Ваш отец Исаак Дунаевский - суперкомпозитор, советский классик. А почему вы не пользовались его фамилией? А первые свои произведения писали под фамилией матери?

Дунаевский: Здесь два момента. Первый: по советским законам я не мог носить фамилию отца с самого начала. Я был незаконно рожденный ребенок. Это довольно строго было по тем законам. Сейчас может любой человек взять любую, какую хочет, фамилию. А тогда это было подследственно. И до получения паспорта в 16 лет, который я получил, как и все советские граждане, вот тогда я уже мог сменить фамилию на отца. И то только обоснованно. А второй момент: чтобы не путали. Когда я решил стать музыкантом, я не хотел, чтобы меня путали с отцом. Этим очень многие дети воспользовались честные, нормальные. Которые хотели-таки попользоваться. Они носили фамилии отцов.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы же глава Фонда имени Исаака Дунаевского. Фонд помогает молодым музыкантам. А вам кто-то помогал в свое время? Или в советское время это не было принято?

Дунаевский: У нас же не было бизнеса, бизнесменов, благотворительности. Поэтому никаких фондов не существовало вообще. Никакой такой помощи не было.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А волосатая рука?

Дунаевский: Какая?

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ну... чья-то...

Дунаевский: Нет, не было как такового. Не было этого не только в системе, но и в мыслях в советском обществе таких вещей. У нас всегда и всюду помогали государство и партия.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Может, вы еще и партийный?

Дунаевский: Ха-ха! Нет.

УТРЕННЕЕ ШОУ: В сентябре вы возобновляете показ мюзикла «Алые паруса». Это специально приручено к 140-летию юбилея Александра Грина?

Дунаевский: Нет, этот мюзикл в Москве идет не первый год. Новый сезон просто открывается и все.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А там целая обойма спектаклей. С какого числа?

Дунаевский: С 16 сентября.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это будет серия спектаклей?

Дунаевский: Да, как всегда блоками.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Стоит сходить на один спектакль или они как-то будут отличаться друг от друга? Или стоит билеты взять на блок?

Дунаевский: Кто же это выдержит такое? Я не знаю.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Преданные поклонники!

УТРЕННЕЕ ШОУ: У вас мелодии очень лихие, приятные. Получаешь удовольствие от вашей музыки. Выдержать это не особо сложно.

Дунаевский: Если придут даже один раз, я буду очень рад этому. А два раза - это уже будет награждено. Не знаю, чем пока, но награждено. Но вообще спектакли отличаются. Прежде всего составом актеров. Там играют как минимум три состава. А в каких-то спектаклях даже четыре. Совершенно разные спектакли поэтому.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А на какой лучше идти? На первый или последний?

Дунаевский: Я считаю, что на первый и последний - хуже всего. Но на самом деле публика любит идти на первый, потому что это премьера, и эмоционально артисты всегда готовятся к первому спектаклю.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы ведь официально были женаты семь раз. Это потому, что вы композитор и привыкли доигрывать гамму до конца?

Дунаевский: Это остроумно и я это возьму на вооружение! Действительно, семь нот. Теперь я уже подумал, может, это подсознание какое-то музыкальное. Может, мое музыкальное сердце дало о себе знать?

УТРЕННЕЕ ШОУ: А еще же существуют полутона!

Дунаевский: Тогда у меня все впереди!

(смеются)

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы сейчас работаете над двумя мюзиклами, насколько нам известно. Для Московской оперетты комедия «Сервиз ее императорского величества», а для театра Российской армии драматический мюзикл «Святая Анна». А для кино что-то пишете или времени не хватает?

Дунаевский: Я сейчас работаю с мультиками. В чудесном детском мультике. Это 46 или 47 серий. «Зебра в клеточку». Мне кажется, это чудесная, совершенно, работа. И режиссеров, и продюсеров, и художников. Она телевизионная, идет по телевизионным детским каналам. В каждой серии там новая песенка, чем меня увлекает. Представляете? В каждой серии по одной песне. Представляете, сколько будет новых детских песен?

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это серьезная работа! Дай бог, кому-то одну написать. А вам...

УТРЕННЕЕ ШОУ: Отдельное большое спасибо за детские песни, их на самом деле сейчас мало.

Дунаевский: Вот именно! Я пишу с огромным удовольствием именно детские, для маленьких песни. Их практически нет, вы правы. Вы посмотрите, что дети на конкурсах поют. Песни про любовь несостоявшуюся, чуть ли не про секс. Эта работа еще связана с французскими продюсерами. Сначала не было мысли писать к каждой серии песенку. Но когда они услышали основную песню, написанную для всех серий - французские продюсеры - они сказали: «Боже, как это здорово! Давайте в каждой серии по песне!»

УТРЕННЕЕ ШОУ: На свою голову!

(смеются)

УТРЕННЕЕ ШОУ: Я видел ваше выступление на юбилее Юрия Энтина, когда вы исполняли песню. А вы планируете еще что-нибудь исполнить так серьезно, чтобы выйти на эстраду? Или, может быть, в мультфильме озвучит какую-то роль?

Дунаевский: Да все возможно! Посмотрим!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это зависит от вашего желания?

Дунаевский: Я думаю, это зависит от звезд, как они совпадут там на небе.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы учились у таких великих композиторов как Шнитке, Кобалевский, Хренников. Занимались, когда только начали, классической музыкой. А потом стали писать для кино, театра, эстрады.

Дунаевский: Вы забыли еще одно имя, которое сыграло очень большую роль в моем становлении, это Андрей Эшпай, это тоже консерватория. И он то мне помог выбраться на такой универсальный путь, потому что Дмитрий Кобалевский противился этому. Он считал, с этим можно спорить, но это логичное было мнение, что студент должен сначала получить серьезное музыкальное академическое образование. А уж закончив его, может делать все, что хочет. Я, конечно, стремился делать это тайно, потому что меня стала где-то лет в 18 привлекать музыка театра, кино, эстрады. Я дошел до того, что от меня профессор Кобалевский отказался. А декан фортепьянного факультета консерватории Соколов сказал: «Ну, что ж, исключаете его с композиторского, возьмем его на фортепьянный».

УТРЕННЕЕ ШОУ: А вы с Кобалевским потом наладили отношения?

Дунаевский: Нет, отношения уже не были налажены. Меня взял Андрей Эшпай, и я этому очень рад.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Помимо великих композиторов, вы же еще работали с великими режиссерами. Леонид Гайдай, Станислав Говорухин, Ролан Быков, Георгий Юнвальд-Хилькевич, Татьяна Лиознова и другие. Все-таки, с кем было более комфортно?

Дунаевский: Комфортно всегда работать с хорошими, большими режиссерами, которые знают, чего хотят, даже если они бывают с диктаторскими замашками. Ролан Быков первым произнес, когда взял совсем молодого композитора - мне было 23-25 лет, первый мой фильм серьезный был с Роланом Быковым «Автомобиль, скрипка ....» Он произнес знаменитые слова, когда я спрашивал его, как он считает, он сказал: «Я тебя пригласил, чтобы я тебя спрашивал, как сделать то или это. Если я тебя пригласил, значит, я тебе доверию».

УТРЕННЕЕ ШОУ: Если мы вас пригласили, значит, мы вам довериям!

Дунаевский: А я вам, раз пришел!

УТРЕННЕЕ ШОУ: В 92-м году вы переехали в Америку, написали к нескольким голливудским фильмам музыку, а потом вернулись в 2001 году. А почему? Там что, неинтересно работать в Америке?

Дунаевский: Для этого надо понять причину отъезда. Многие уезжали по разным причинам. Моя причина была проста. И она похожа на многие причины моих коллег, которые уехали из России в то время. Это отсутствие всякой профессиональной работы. Не только в музыке. К сожалению. Но про другое говорить не буду. Но у нас она просто кончилась. Замолк телефон. Не нужны никому были профессионалы. Поэтому я все-таки уехал. Вернулся при первой возможности, как только понял, что запах атмосферы стал другой, появилась надобность в профессионалах, появились первые ласточки в виде хороших спектаклей, фильмов.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Правда ли, вы вдохновили поэта Юрия Ряшенцева написать стихи к песне «Пора-пора-порадуемся», рассказав ему про мюзикл 30-х годов «Американские мушкетеры».

Дунаевский: Не то, чтобы вдохновил. Скорее вдохновил нас режиссер, который сказал, что нужен хит.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы так говорите: «Нужен хит…» Так его же надо сочинить!

Дунаевский: Получилось случайно хорошо!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Закономерно!

Дунаевский: Закономерно в чем? В том, что я был на волне. Но с другой стороны, ведь написание хита – это действительно дело случая. Иногда мы всегда радуемся, показываем родственникам, знакомым, друзьям, все радуются, хлопают в ладошки, а никто больше не порадуется. Так тоже бывает. Я люблю писать на стихи, а не наоборот. Я позвонил Юре. И сказал, что я помню, как наш композитор оказался в Америке, он там жил и работал, настоящий типичный американский композитор. И у него был знаменитый хит американский из трех мушкетеров американских (напевает). Абсолютно на губах припевочка, без слов. Я ему сказал: «Давай что-нибудь такое дурацкое типа этого». Так и появилось «Пора-пора-пора…»

УТРЕННЕЕ ШОУ: Кроме нас тут очередь из радиослушателей выстроилась, потому что не только у нас есть вопросы. А еще у наших слушателей.

УТРЕННЕЕ ШОУ: На связь вышла Екатерина из Волгограда. Доброе утро!

Екатерина: Здравствуйте!

Дунаевский: Здравствуйте! Рад знакомиться! Найс ту мит ю!

Екатерина: Взаимно, очень приятно! А кому посвящена песня «Позвони мне, позвони…» из фильма «Карнавал».

Дунаевский: Это подкожный вопрос, немножко провокационный, но я на него отвечу. На самом деле я никогда никому ничего всерьез не посвящал. У меня единственное посвящение было сделано в самом первом моем году творчества, мне было тогда 11 лет и написал первые свои две пьески. Вернее, они были не первые, но первые, который я записал как клавир и запил «Опус №1», что по-русски означает «Сочинение первое». Я в посвящении было написано: «Моей дорогой мамочке» посвящаю первое произведение ее сына-композитора.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Душой не покривили!

Дунаевский: А больше никогда. И если случаются посвящения, понимаю, почему Екатерина спросила про это. Потому что это пиарилось одной женщиной, с которой меня недолго связывала судьба. Она очень этим гордилась, что я подписал ей пластинку, как музе, посвящаю, мол… Но слушайте, какой молодой, горячий человек не сделает такого шага, не покривит даже душой ради того, чтобы овладеть красивой девушкой.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Перенимаю опыт! Тебе ничего не надо подписать?

УТРЕННЕЕ ШОУ: Понятно!

(смеются)

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вас заставляли заниматься музыкой?

Дунаевский: Меня никто не заставлял. Пытались заставить. Лет в четыре или пять меня посадили как всех нормальных детей. Засадили за инструмент. Но я не выказал особой любви к этому делу. И очень скоро папа сказала: «Слушайте, перестаньте издеваться над парнем! Пусть играет бегает в футбол, как все!» И он был прав. Когда я объявил о своем желании, мне было 10 лет. Наверное, это послужило главной причиной… проснулись какие-то желания, а вместе с ними что-то другое, какое-то предназначение, может быть. В четыре-пять лет Моцарты рождаются, но, наверное, не так часто.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Давайте вернемся к вашему мюзиклу «Алые паруса», которые начинаются 16 сентября. Хотелось бы от автора получить приглашение. Приглашайте всех слушателей Ретро FM. Я думаю, что желающих будет много.

Дунаевский: С удовольствием приглашаю всех, потому что, во-первых, это одна из моих любимых работ. Смею утверждать, на сегодня лучшая. Хотя все авторы, наверное, считают про себя, что лучшее еще впереди, но на сегодняшней день это лучшая. И она уже поставлен в более чем 40 театрах страны. Это о чем-то говорит. Я с огромным удовольствием зову вас всех на этот спектакль. Думаю, что и вы получите удовольствие.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Мы обязательно придем!

УТРЕННЕЕ ШОУ: А вы сами ходите на свои спектакли?

Дунаевский: Обязательно. Я хожу на премьеру, на которую меня зовут. Иногда еду в далекие города на премьеры. Но случается так, что иногда хочется и проконтролировать, а как же он идет.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Разнос часто устраиваете музыкантам?

Дунаевский: Никогда!

УТРЕННЕЕ ШОУ: На сцену приглашают как автора?

Дунаевский: Обязательно!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Кланяетесь?

Дунаевский: Да! Приятно!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это не просто приятно, это чертовски приятно!

11.09.2020